Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 03.06.2023, 18:27 |
МБДОУ "Детский сад №4" г. Троицк | |
Приветствую Вас Гость |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Патриотическое воспитание в ДОУ
Организация патриотического воспитания в МБДОУ «Детский сад №4» Раздел 1. Введение. Значение патриотического воспитания в современных условиях Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. В работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины. Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Закон «Об образовании в Российской Федерации». Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников составлен план поэтапной работы. По результатам анализа реализации годового плана ДОУ (2015-2016 уч.г.) было проведено анкетирование воспитателей по темам «Готовность к работе по патриотическому воспитанию», «Формирование представлений детей о родном городе» на предмет выяснения их знаний культурно-исторического наследия нашего города, владения вопросами методики приобщения детей к истокам национальной региональной культуры. Результаты анализа анкет выявили необходимость повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Раздел 2. Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников Задачи. Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, народные промыслы Урала) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности. Привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды. Стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края. Выявить инновационные формы и методы по экологическому воспитанию дошкольников. Привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа родного города Мероприятия для решения поставленных задач Совет педагогов Консультации «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура Урала»; «Богатства Урала, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир Урала»; «Символика России и Челябинской области и г. Троицка, и ее исторические корни». Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма». Семинар-практикум. Для повышения профессиональной компетентности педагогов в области современных методов и форм патриотического воспитания проведен семинар-практикум, который включает пять занятий. Занятия проводились один раз в месяц. Воспитатели самостоятельно изучали методическую литературу (см. рекомендуемую литературу в конце статьи). В детском саду созданы:
Раздел 3. Мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Основные цели. Формирование духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей. Задачи. Нравственное воспитание. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни. Физическое воспитание. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием). Трудовое воспитание. Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к своей работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на участке, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе по его благоустройству (озеленение и уборка участков). Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни. В нашем саду работа проводится по следующим темам: «Ознакомление с городом Троицком», «Урал – край, в котором я живу», «Защитники Родины», «Наша Родина – Россия», «Духовные ценности русского народа», « Изучение государственной символики России». Используемые методы работы:
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. Педагоги поставили задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах. Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного материала осуществляется в ходе организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составили традиционно-обрядовые праздники: «Веселая ярмарка», «Русский сувенир», «Как у наших у ворот», «Пой, танцуй, хоровод!», «В гостях у бабушки», «Мы за чаем не скучаем», «Праздник картошки», «Праздник огорода – явление древнее». Педагоги ДОУ знакомят детей с народными праздниками и обрядами – Рождество, Масленица, Пасха. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев. На «посиделках» и других праздниках в разных формах и разными способами осуществляется социализация детей, им сообщаются те этические и эстетические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь. В рамках нравственно-патриотического воспитания проводятся развивающие игры «Прошлое и настоящее города», «Прошлое и сегодняшний день алмазодобывающей промышленности». Их цель – учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому: «Как выглядели улицы раньше и какие они сейчас» (проезжая часть, тротуары, цветники, газоны): «Старинные и современные здания» (палатки, балки, рубленые дома и современные, благоустроенные здания); «Быт жителей города Троицка – прошлое и настоящее»; «Игры детей. Досуг в прошлом и в наши дни. Телевидение». Педагоги ДОУ стремятся показать, что Троицк – красивый город с большой, интересной историей. Педагоги много внимания уделяют Великой Отечественной войне. - Разработан цикл занятий: «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Разгром фашистов под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Битва за рейхстаг», «Праздник День Победы». - Организованы выставки репродукций картин на военно-патриотическую тему отечественных художников «Этих дней не смолкнет слава», - Ежегодный конкурс детского рисунка «Мир-главное слово на свете!». - участие в городском параде, посвященном Дню Победы. -концерт для ветеранов Раздел 5. Работа с семьей
Заключение Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в нашем детском саду значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, республике, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. Таким образом, разработанная нами система работы по патриотическому воспитанию дошкольников позволяет решать следующие задачи:
Консультация для воспитателей «Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине» |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Copyright MyCorp © 2023 |
Сделать бесплатный сайт с uCoz |