Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 17:00

МБДОУ "Детский сад №4" г. Троицк

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 94
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Патриотическое воспитание в ДОУ

  

Организация патриотического воспитания в МБДОУ «Детский сад №4»

Раздел 1. Введение. Значение патриотического воспитания в современных условиях

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

В работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).

Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

Закон  «Об образовании в Российской Федерации».

Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».

Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников составлен план поэтапной работы.

По результатам анализа реализации  годового плана ДОУ (2015-2016 уч.г.) было проведено анкетирование воспитателей по темам «Готовность к работе по патриотическому воспитанию», «Формирование представлений детей о родном городе» на предмет выяснения их знаний культурно-исторического наследия нашего города, владения вопросами методики приобщения детей к истокам национальной региональной культуры. Результаты анализа анкет выявили необходимость повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

  • Мероприятия, проводимые с детьми по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
  • Тематическая проверка работы воспитателей и ее оценка.
  • Обобщение опыта работы творческих воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Раздел 2. Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Задачи. Использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, народные промыслы Урала) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности. Привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды. Стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края. Выявить инновационные формы и методы по экологическому воспитанию дошкольников. Привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа родного города

Мероприятия для решения поставленных задач

Совет педагогов

Консультации «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура Урала»; «Богатства Урала, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир Урала»; «Символика России и Челябинской области и г. Троицка, и ее исторические корни». Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма».

Семинар-практикум. Для повышения профессиональной компетентности педагогов в области современных методов и форм патриотического воспитания проведен семинар-практикум, который включает пять занятий. Занятия проводились один раз в месяц. Воспитатели самостоятельно изучали методическую литературу (см. рекомендуемую литературу в конце статьи).

 В детском саду созданы:

  • фотоальбомы: «Из истории родного города», «Наш детский сад»,
  • «Город, в котором я живу» (стенд с фотографиями узнаваемых мест города и комментариями к ним)

Раздел 3. Мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Основные цели. Формирование духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи. Нравственное воспитание. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни. Физическое воспитание. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием). Трудовое воспитание. Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к своей работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на участке, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе по его благоустройству (озеленение и уборка участков). Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни. В нашем саду работа проводится по следующим темам: «Ознакомление с городом Троицком», «Урал – край, в котором я живу», «Защитники Родины», «Наша Родина – Россия», «Духовные ценности русского народа», « Изучение государственной символики России».

Используемые методы работы:

  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Беседы о родном городе.
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Задачи

 

Направление деятельности

 

Методические мероприятия.

Виды и содержание управленческой  деятельности

Срок  и

исполнители

Ожидаемый

результат

 

1

2

3

4

5

Совершенствование работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

 

1. Обеспечение педагогов  ДОУ программой действий

1.1.Системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений работы

в течение года

все

педагоги

Мониторинг образовательного процесса

1.2. Семинары-практикумы

 «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»

 

«Предметно-развивающая среда как средство нравственно-патриотического воспитания»

1.3. Семинар «Диагностика нравственно-патриотического воспитания детей»

 

 

 Октябрь

Старший воспитатель

 

 

 

 

Январь

Старший воспитатель

 

 

Апрель

Старший воспитатель

Повышение профессиональной компетентности педагогов

 

1.4. Педсовет   «Совершенствование работы по нравственно-патриотическому воспитанию» »

Февраль

Старший воспитатель

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

2. Внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных средств и условий кор­рекции и реабилитации детей с проблемами в развитии.

2.1. Консультации

а) « Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе»;

б) «Взаимодействие семьи и детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию»;

в) «Дорога в «волшебное царство русских традиций»;

 г) «Воспитание патриотизма у дошкольников через музыкальную деятельность»

На педагоги-ческих совещаниях

 

все педагоги

 

 

 

 

 

 

 

 

муз.руководи

тель

 Повышение профессиональной компетентности педагогов.

 

Пакет методических рекомендаций.

 

Материалы из опыта работы.

 

2.2. Конкурс уголков патриотического воспитания в группах

Март

воспитатели

Обновление предметно-развивающей среды группы по нравственно-патриотическому воспитанию

2.3. Проект «Маленькая жемчужина России» (разновозрастная группа)

Воспитатели

муз.руководи

тель

Ознакомление с историей родного города

2.4. Педагогическая гостиная «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Сентябрь

педагоги

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Пакет методических рекомендаций.

Материалы из опыта работы.

Контроль

Текущий

 

 

 

 

 

Тематический

« Состояние работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ»

 

Итоговый

В течении

года Заведующий

ст. воспитатель

 

 

Март

Заведующий

ст. воспитатель

 

 

Аналитические

материалы

 

 

 

 

Аналитические

материалы

 

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. Педагоги поставили задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах.

Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного материала осуществляется в ходе организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составили традиционно-обрядовые праздники: «Веселая ярмарка», «Русский сувенир», «Как у наших у ворот», «Пой, танцуй, хоровод!», «В гостях у бабушки», «Мы за чаем не скучаем», «Праздник картошки», «Праздник огорода – явление древнее».

Педагоги ДОУ знакомят детей с народными праздниками и обрядами – Рождество, Масленица, Пасха. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев. На «посиделках» и других праздниках в разных формах и разными способами осуществляется социализация детей, им сообщаются те этические и эстетические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь.

В рамках нравственно-патриотического воспитания проводятся развивающие игры «Прошлое и настоящее города», «Прошлое и сегодняшний день алмазодобывающей промышленности». Их цель – учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому: «Как выглядели улицы раньше и какие они сейчас» (проезжая часть, тротуары, цветники, газоны): «Старинные и современные здания» (палатки, балки, рубленые дома и современные, благоустроенные здания); «Быт жителей города Троицка – прошлое и настоящее»; «Игры детей. Досуг в прошлом и в наши дни. Телевидение».

Педагоги ДОУ стремятся показать, что Троицк – красивый город с большой, интересной историей.

 Педагоги много внимания уделяют Великой Отечественной войне.

- Разработан цикл занятий: «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Разгром фашистов под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Битва за рейхстаг», «Праздник День Победы».

- Организованы выставки репродукций картин на военно-патриотическую тему отечественных художников «Этих дней не смолкнет слава»,

- Ежегодный конкурс детского рисунка «Мир-главное слово на свете!».

- участие в городском параде, посвященном Дню Победы.

-концерт для ветеранов

Раздел 5. Работа с семьей

Формы работы

Содержание работы

Сроки проведения

  • Анкетирование

и опросы

  • Родительские

собрания

  • Заседания

«Круглого стола»

  • Дни открытых

дверей

  • Привлечение

родителей к участию в деятельности группы

  • Наглядная

педагогическая информация

  • Консультирование

Планирование   работы с родителями

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей;

Доклады:

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников»

«Воспитание юного патриота в семье»

«Патриот воспитывается с детства»

«Прогулки с детьми по городу»

Участие родителей в групповых занятиях «Семейные реликвии»

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

Альбомы:

 «История родного города»

 «Памятные места родного города»

«Наша армия родная»

Встречи с интересными людьми:

-милиционер;

-летчик, военнослужащий;

-ветераны войны.

Участие в организации выставок

«Героям - слава!»,

«Подарок ветерану»

Педагогическое просвещение родителей

Памятки для родителей

«Известные люди о воспитании любви к Родине»

«Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду»

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Выставки детских работ

Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей

«Как научить детей охранять природу»

«Вместе с ребенком смотрим телепередачи о родном городе»

 

 

 

 

 

сентябрь

октябрь

март

ноябрь

февраль

 

 

 

май

сентябрь

ноябрь

 

февраль

декабрь

апрель

 

май

февраль

 

 

апрель

сентябрь

 

январь

ежемесячно

в течение года

ноябрь

март

Заключение

Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в нашем детском саду значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, республике, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

Таким образом, разработанная нами система работы по патриотическому воспитанию дошкольников позволяет решать следующие задачи:

  1. Сформировать у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края.
  2. Закрепить знания о родном городе, области и их культурных, исторических ценностях.
  3. Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.
  4. Дать детям представление о нелегкой истории России; воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
  5. Воспитать чувство гордости за свою страну, область, город.

 

Анкета для педагогов

Анкета для родителей

Консультация для воспитателей «Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине»

Сценарий Дня государственного флага РФ

>>>

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Решаем вместе
    Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz